Сделки с недвижимостью всегда были и остаются прибыльным бизнесом. Строительный бум продолжается, а спрос на жилье стабилен и незначительно снижается даже в трудные для экономики времена. Услуги агентств недвижимости востребованы, и многих привлекает перспектива создать свой бизнес в этой сфере. Начинающим предпринимателям нужно знать, как открыть риэлторскую контору, как организовать работу агентства, какие услуги оказывать, сколько понадобится вложить средств и через сколько они окупятся. С чего же начать этот путь?
Разработка концепции
Открытие своего дела начинается с разработки концепции и составления бизнес-плана. Нужно четко представлять, как будет организован весь процесс продаж, какие услуги и в каком сегменте рынка будет оказывать агентство, продумать в каком направлении можно будет развиваться и, главное, как принести больше пользы будущим клиентам.
Обычно свое дело в сфере недвижимости начинают люди, имеющие опыт работы в риэлторских конторах. Новичку же оптимально предварительно поработать риэлтором, чтобы самому понять принципы работы в сфере купли-продажи недвижимого имущества и, что особенно ценно, набрать собственную клиентскую базу.
Выбрать сегмент рынка
Важно определить в каком сегменте рынка будет работать будущее агентство. Самое востребованное направление — сделки с квартирами как на первичном, так и на вторичном рынке. Меньшим спросом пользуется купля-продажа и аренда коммерческой недвижимости. Еще менее популярна аренда жилья, особенно загородной недвижимости. Небольшое агентство может специализироваться на одном, двух направлениях, а крупное — охватывать все услуги.
Определение организационно-правовой формы
Далее нужно определиться в каком организационно-правовом формате будет работать контора. Зарегистрировать себя как ИП или учредить ООО. У обоих вариантов есть преимущества и недостатки, и прежде чем принимать решение, следует детально изучить этот вопрос.
ИП проще зарегистрировать, с минимальным перечнем документов и небольшой государственной пошлиной. Но если в планах расширить бизнес, то не получится задействовать частные инвестиции, возможно только банковское кредитование. Так же нельзя будет продать агентство, в этом случае возможна только ликвидация и придется покрывать долги, в случае их наличия, за счет собственного имущества.
При оформлении ООО учредителей может быть до 50 человек. Процесс регистрации сложнее, нужно собрать большой пакет документов. Госпошлина дороже, но и возможностей больше. Например, инвестировать частный капитал в случае расширения бизнеса, открывать филиалы, в том числе, в других городах. Если это необходимо, можно продать агентство или провести процедуру банкротства, долги покрываются уставным капиталом.
В одиночку вести бизнес или приобрести франшизу
Взвесив все за и против следует решить: самостоятельно работать и создавать с нуля свой собственный бренд или купить франшизу. В первом случае можно сэкономить на первоначальных вложениях, так как не нужно делать паушальный взнос и в дальнейшем выплачивать роялти, но и клиентскую базу придется нарабатывать самому, сложно избегать ошибок и промахов, могут быть непредвиденные расходы и трудно рассчитать сроки самоокупаемости. При покупке франшизы снижены риски неудачи за счет приобретения готовой покупательской аудитории, покупки разработанной бизнес-модели и рекламной кампании под маркой раскрученного бренда, поддержки со стороны франчайзера в течение всего времени сотрудничества.
Первоначальные инвестиции
В целом, для открытия риэлторской конторы понадобятся небольшие инвестиции и при правильной организации работы можно рассчитывать на быструю окупаемость.
Вложения, которые потребуются при открытии своего агентства:
- нужно арендовать офис и провести в нем косметический или капитальный ремонт;
- разработать и купить логотип и фирменный стиль;
- оснастить офис мебелью и оргтехникой;
- выплачивать зарплаты сотрудникам;
- предусмотреть расходы на коммунальные платежи и интернет;
- оплачивать рекламную кампанию.
Итак, чтобы правильно начать риэлторский бизнес и рассчитывать на стабильную прибыльную его работу, необходимо тщательно разработать бизнес-план, продумать концепцию и, если хотите, даже миссию своего агентства. Выбрать выгодную рыночную нишу, определиться с правовой формой бизнеса, рассмотреть варианты покупки франшизы или самостоятельной деятельности, рассчитать первоначальные вложения. Преимуществом будет наличие собственной покупательской аудитории и предыдущего опыта работы риэлтором.